Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное 
общеобразовательное учреждение 
Зубрилинская основная 
общеобразовательная школа


Описание созданных специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБОУ Зубрилинская ООШ есть кнопка вызова для детей - инвалидов , передвигающихся на коляске.
кнопка вызова.jpg
Cпециальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Зубрилинская ООШ нет


Как ребенку-инвалиду получить образование
Формы обучения детей-инвалидов

1. Надомное обучение в обычной массовой школе.
Бывает, что дети, страдающие тяжелыми соматическими заболеваниями, не в состоянии посещать школу, но при этом их интеллектуальные способности сохранены. Проходить обучение такие ребятишки могут на дому.
Список заболеваний, дающих право на надомное обучение, содержится в приказе Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186. В него входят соматические заболевания (хронические заболевания почек с признаками почечной недостаточности, врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания печени, бронхиальная астма с частыми приступами, гемофилия и др.); заболевания с нарушением двигательной функции, в том числе состояния после травм и операций на период лечения; недержание мочи и кала; тяжелые кожные заболевания (экзема и дерматит в период обострения, артропатический псориаз, склеродермия и др.); психоневрологические заболевания, в том числе неврозы, эпилепсия, энцефалоастения и душевные заболевания (шизофрения, психозы).
Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения об определении формы обучения.

При обучении на дому детям-инвалидам обязаны:
- бесплатно предоставить на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
- обеспечить обучение специалистами из числа педагогических работников школы;
- осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию;
- выдать прошедшему итоговую аттестацию документ государственного образца о получении соответствующего образования.

2. Специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты.
В Российской Федерации созданы школы и школы-интерната семи видов:
I - II вид - школа для глухих и слабослышащих детей;
III - IV вид - школа для слепых и слабовидящих детей; 

V вид - школа для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI вид - школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VIII вида - школа для детей с нарушениями интеллектуального развития.

Может ли ребенок-инвалид обучаться в общеобразовательной школе?
Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании». Дети-инвалиды не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.
Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с особыми возможностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей-инвалидов в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них. С этой целью ЮНЕСКО изменил использовавшийся ранее термин «интегрированное образование» на «инклюзивное образование», тем самым подчеркивая, что у всех детей существуют разные потребности в обучении. Ни для кого не секрет, что сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностями и способностью к обучению, включение в число учащихся общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает существенного влияния на процесс обучения (при условии материального, методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей-инвалидов, но и повышается эффективность процесса обучения других детей.
Для приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу будет достаточно заявления одного из родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской карты (форма 286 у). В некоторых случаях желательно предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида - документ, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ № 287 от 29.11.2004) и выдаваемый федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида обязывает предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не является обязательным условием приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого.
Кроме очной формы обучения в общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться в очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования. Возможно также обучение ребенка в интернате или коррекционной школе, куда он направляется на обучение органами управления образования. Для этого необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие родителей. Если даже это заключение является положительным, то без согласия родителей никто не вправе сделать этого и родители имеют полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства общеобразовательную школу, а органы управления образования ОБЯЗАНЫ предоставить ребенку-инвалиду образование в той форме, на которой настаивают родители. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии «необучаем» вступает в прямое противоречие с этим законом и в настоящее время подобную отметку ставить запрещено и родители могут требовать принять ребенка с особыми потребностями в ближайшую общеобразовательную школу. Комиссия может дать рекомендации по проведению реабилитационных работ, которые будут способствовать нормальному развитию и обучению ребенка, но не лишить его права на образование в той форме, которую считают наиболее приемлемой его родители. Действия комиссии можно обжаловать в суде, т.к. ее члены обязаны не давать заключение об «обучаемости» или «необучаемости» ребенка, а разработать рекомендации для того, чтобы ребенок стал даже с их точки зрения «обучаем», в чем, по большому счету, и заключаются их профессиональные обязанности, а заключение «не обучаем» является признаком некомпетентности, профессиональной непригодности и несоответствия занимаемой должности членов комиссии.